Театральная шкатулка


В основе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Театральная шкатулка» лежит привитие детям художественно эстетического вкуса, знакомство с миром театра и с различными видами искусства; развитие свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с материалом для творчества, инструментами, техникой. Театральная деятельность в содержании программы представляет собой систему действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа в целях эстетического освоения мира с учетом всех возрастных особенностей развития детей.
Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа
Ведущей идеей программы является создание благоприятной, практико- ориентированной среды, способствующей развитию творческого потенциала личности дошкольника, Обучение по программе развитию мышления, памяти, внимания, мелкой моторики, учит ребенка думать и анализировать, сравнивать и воображать. Занятия по программе «Театральная шкатулка» помогают развивать эстетические чувства, фантазию, эмоциональную выразительность, творческие способности, технические навыки.
Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы
Ключевые понятия, используемые в программе:
Жанр – исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.
Композиция – расположение, построение, соотношение составных частей, соединение отдельных предметов в единое целое;
Портрет – это один из жанров изобразительного искусства. На портретах художники изображают конкретного человека или группу людей. Слово пришло из французского языка, в котором portraire означает «воспроизводить что-либо точно». Мастера портрета стремятся передать не только внешний облик человека, но и его характер и настроение.
Пейзаж – вид, изображение какой-либо местности; в живописи, и графике жанр и отдельное произведение, в котором основной предмет изображения — природа. Часто изображаются виды городов и архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж), морские виды (марина).
Иллюстрация – рисунок, фотография, гравюра, или другое изображение, поясняющее текст. Художника, выполняющего иллюстрации к тексту, называют иллюстратором.
Сюжет – конкретное событие или явление, изображенное в картине. Одна и та же тема может быть раскрыта во множестве сюжетов. Иногда под сюжетом понимается любой объект живой натуры или предметного мира, взятый для изображения.
Перспектива – вид вдаль, открывающийся с какого-либо места. Чем дальше находится предмет от наблюдателя, тем он кажется меньше.
Актуальность Программы
Дети - актеры от природы. Они сами сочиняют свои роли, сами драматургически обрабатывают материал жизни. Чтобы обучение привело к результату, оно должно задействовать не только ум, но и вовлекать в значимый опыт всю личность. Именно занятия театрально-сценической деятельностью и дают ребенку тот самый значимый жизненный опыт.
Занятия помогают ребенку самосовершенствоваться, используя театральную игру как инструмент. Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле - инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию. Сочетая возможности нескольких видов искусств - музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают Сферу чувств, будят сочувствие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним
Данная программа актуальна, поскольку театр становится способом самовыражения, и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей - это возможность приобретения навыков публичного поведения, взаимодействия друг с другом, Совместной работы и творчества.
Отличительной особенностью программы является то, что в программе используется большое количество игровых упражнений, т.к. игры являются не только формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных процессов и коммуникативных способностей. В программе включен материал разной степени сложности от небольшого минимума – до возможного максимума, что дает возможность каждому ребенку продвигаться своим темпом и с постоянным успехом. Наряду с заданиями, выполняемыми на предметной основе, включены задания, которые даются в схематизированной и знаковой форме.
Программа занятий
-
Содержание программы
№ занятия
Тема занятия
Содержание
Октябрь
1 – 2
«Театральная игра»
- Напоминание содержания русской народной сказки «Репка».
- Беседа по содержанию сказки:
- выявление последовательности героев сказки (обоснование ответов);
- подведение детей к пониманию (...мне нравятся герои за то, что они были дружными, помогали друг другу и т.д).
- Прослушивание музыкальных номеров к сказке «Репка» (Тема «Репки»).
- Творческое задание: этюд-пантомима «Эмоции удивления».
5..Домашнее задание: «Нарисовать Репку»
3 - 4
«Театральная игра»
1.Напоминание сказки детям. Распределение ролей.
2.Прослушивание песни «Репки» (беседа по содержанию
3. Инсценирование песни.
4.Разучивание песни «Репки».
Ноябрь
5 – 6
«Ритмопластика»
- Продолжать разучивание номера: «Песня Репки».
- Прослушивание номера: «Куплеты Бабки и Дедки» (беседа по содержанию).
- Разучивание номера: «Куплеты Бабки и Дедки».
7 - 8
«Ритмопластика»
- Подробное знакомство с I частью сказки.
- Игровые задания:
- «Жители деревни» удивляются, сопереживают, помогают (хоровое пение);
- «Тучка», «солнышко», «путник» сопровождают пантомимой сцену: «Песня Репки»;
- «Дедке» с «Бабкой» - тяжело справится с репкой, показ характерных движений (эмоции: сожаления, переживания).
Декабрь
9,10
«Театральная игра»
- Подробный разбор 2- й части сказки.
- Прослушивание и разучивание номера: «Трое в помощь».
- Выбор кандидатур на роли персонажей музыкальной сказки, на роль «Рассказчика».
11
«Театральная игра»
- Работа над ролями: Внучки, Жучки, Кошки.
- Подробный разбор 2-й части сказки.
12
«Театральная игра»
- Повторение музыкального материала 1 части сказки.
2. Разучивание номера: « Песенка Мышки».
Январь
13
«Культура и техника речи»
- Работа над ролями Рассказчика, Репки, Дедки, Бабки, Внучки, Жучки, Кошки, Мышки.
- Закрепление I и 2 частей сказки.
14
«Культура и техника речи»
- Работа над ролями: «Рассказчика», «Солнышко», «Тучка», «Путник».
- Разбор заключительной части сказки.
> Разучивание номера: «Если вместе».
15
«Культура и техника речи»
- Работа над самостоятельным исполнением всех ролей и персонажей.
- Работа над заключительной сценой: «Если вместе».
- Выход на поклон и представление персонажей.
16
«Культура и техника речи»
- Работа над музыкальным материалом сказки «Репка».
Февраль
17,18,19,20
«Инсценировка элементов сказки»
- Объединенная репетиция музыкальной сказки «Репка».
Март
21
Показ музыкальной сказки для родителей и детей
22, 23
«Ритмопластика»
1.Знакомство со сценарием музыкальной сказки «Колобок», слова и музыка С. Боромыковой, текст песен Т.Н. Караманенко.
(по мотивам русской народной сказки).
- Обсуждение сценария анализ персонажей сказки, главных действующих лиц.
- Выполнение творческих заданий.
24
«Культура и техника речи»
1.Обсуждение сюжета сказки с детьми.
2.Прослушивание песен: «Колобка», «Песня Зайца», «Песня Волка» .
3.Выполнение игровых заданий.
4.Разучивание музыкального материала.
Апрель
25,26
«Культура и техника речи»
- Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки.
- Распределение ролей.
- Подробное знакомство с характерами персонажей.
- Работа над ролями: - Бабка, - Дедка, - Колобок.
27
«Культура и техника речи»
- Работа над общими сценами: «Кто там катится вдали...», « По дорожкам,
по тропинкам...». - Закрепление заключительной части сказки.
- Закрепление номеров с сольным и хоровым пением.
28
«Инсценировка элементов сказки»
- Работа над самостоятельным исполнением всех ролей и персонажей.
- Работа над заключительной сценой: «Лиса и Колобок».
- Выход на поклон и представление персонажей.
Май
29 - 30
«Инсценировка элементов сказки»
- Репетиции отдельных картин с деталями реквизита и декораций.
- Уточнение темпоритма спектакля.
- Назначение ответственных за смену декораций и реквизита.
31
«Инсценировка элементов сказки»
Репетиция всей сказки целиком с элементами костюмов, реквизита,
декораций, с музыкальным оформлением32
Показ сказки «Колобок»
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника